воскресенье, 10 февраля 2013 г.

что такое неосознанное педагогическое воздействие

7,49 Mb.страница4/20И.Б. КотоваДата конвертации29.03.2012Размер7,49 Mb.Тип ... Смотрите также:       4               Глава 4 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ^ 1. Педагогическое взаимодействие как базовая категория педагогики Сущность педагогического взаимодействия. Современная педа]гогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятель]ность педагогов и учащихся. Его основными параметрами явля]ются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие, синтонность и др. ^ Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогиче]ского взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в по]знавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. Под прямым воздействием понимается непосредственное обра]щение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство в мир ученика может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и учащихся. Поэтому в некоторых случаях более эффективным явля]ется косвенное воздействие, суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение (одноклассников и друзей). Изменяя обстоятельства жизни ученика, учитель изменяет в нужном направлении и его самого. Косвенное взаимодействие чаще используется в работе с подростками, для ко]торых характерно появление своей субкультуры. При воздействии на окружение оправдывает себя прием воз]действия через референтное лицо. У каждого ученика есть одно]классники, с мнением которых .он считается, чью позицию он принимает. Это и есть референтные для него лица, через которых педагог организовывает воздействие, делая их своими союзниками. Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функцио]нально-ролевую и личностную. Другими словами, педагог и уче]ники воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой - индивидуальные, лично]стные качества. Личностные и ролевые установки педагога проявляются в его поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обуслов]ливает соответствующий эффект влияния его личности на ученика. Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, например контролем результатов деятельности учащих]ся. В этом случае личность педагога как бы вынесена за пределы взаимодействия. Оптимальным вариантом для педагогического процесса явля]ется установка педагога на функционально-ролевое и личност]ное взаимодействие, когда его личностные особенности просту]пают через ролевое поведение. Подобное сочетание обеспечивает передачу не только общесоциального, но и личного, индивиду]ального опыта педагога. В этом случае педагог, взаимодействуя с учеником, передает свою индивидуальность, реализуя потреб]ность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у учащегося. Одна]ко практика показывает, что с такой установкой работают лишь педагоги, имеющие высокий уровень развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности. Функционально-

Определяются их принципиальные основы и особенности. Показывается спектр новейших целостных образовательных задач

Глава 4 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - Определяются их принципиальные основы и особенности. Показывается спектр...

Комментариев нет:

Отправить комментарий